Вот и настал долгожданный день «Х», когда еще вчерашний несмышленыш превратился в школьника. Отзвенел праздничный первый звонок, и начались школьные будни.
Еще, казалось бы, только вчера, мы радостно оповещали: «У нас вышел первый зуб!» «Мы поползли!» «Мы заговорили!» «Мы пошли!»
И, действительно, пошли и дошли… до школы. Все вместе, как и раньше, всей семьей «мы». Но школа не только радость познания, новые друзья, увлекательное путешествие к взрослой жизни, это еще и определенный стресс. Стресс, который испытывает вся семья. Ребенок в связи с новым статусом, режимом дня и непонятным чувством «взрослости». А родители переживают, сомневаются: «Как же он там без нас, справится ли?» Поводов для переживаний множество. А чего только стоит одно выполнение домашних заданий, тут и до сумасшествия порой не далеко.
И еще неизвестно, кто же все-таки больше нуждается в помощи ребенок или его семья. А в связи с тем, что папы чаще всего берут на себя роль добытчика, самоустраняясь от школьных дел, а маме достается почетная миссия воспитывать, то и стресс, связанный со школой, ей тоже перепадает вдвойне.
Из года в год огромное количество мам сталкивается с проблемой: «как помочь своему сыну (или дочке) адаптироваться к школе с наименьшими проблемами и в то же время, как самой пережить эту адаптацию».
Для самих родителей адаптация выражается в первую очередь в привыкании к новому статусу своего чада, в умении доверять его самостоятельности. Помимо этого нужно срочно перераспределять уже устоявшиеся обязанности в семье, заново строить быт. Но где, же здесь отведено место себе любимой? Может пора уже переходить от привычного «мы», к «я» и «мой сын»? Пора уделить внимание и собственному душевному благополучию. Опять же, чем может помочь ребенку в адаптации к школе вечно орущая, раздраженная мать? Ребенок, неважно, маленький или уже достаточно большой, он как барометр, чувствителен ко всем нашим эмоциональным переживаниям. Если спокойна, мама ребенок тоже спокоен.
Природа человека такова, что он ко всему привыкает. Но если мама находится в депрессии, то ее психика утрачивает свою пластичность. И тогда даже незначительный раздражитель, который раньше бы и не заметила, теперь вызывает шквал эмоций, и вероятнее всего далеко не положительных. Но проблема заключается также и в том, что ребенок не понимает, почему его родители злятся из-за каких-то проблем, которые их раньше совершенно не волновали. Значит, проблема в нем, в ребенке. И пока он тщетно пытается понять все это да еще приспособиться к новым правилам, сил на собственное развитие уже и не остается.
К тому же, жизнь показывает, что стресс заразителен. И если мать пребывает в этом состоянии, то не стоит удивляться, что через какое-то время и ребенок получит этот весомый «багаж».
Как же все это похоже на порочный круг, который все больше и больше засасывает нас в свою пучину. Чем больше мы стараемся помочь ребенку преуспеть в школьных делах, тем меньше мы вспоминаем о себе, тем больше мы давим на него и тем меньше у него шансов стать успешным, а нам спокойными…
Так как же помочь самой себе? О том, как помочь ребенку в адаптации к школе, написано достаточно много. Стремящийся понять поймет, но гораздо труднее это воплотить в жизнь. Но можно обратиться к квалифицированным педагогам, чтобы подобрать оптимальный метод обучения. А вот о том, как же помочь нам, мамам, пережить этот стресс, как вспомнить о своих потребностях и заново научиться их удовлетворять, почти ничего не сказано. И тогда нам приходится самим решать эту проблему каждая как понимает, как может, как получается…