Обучение математическим представлениям во время игры

Формирование математических представлений
Математические представления – это знания о количественных и пространственных отношениях в мире. В дошкольном возрасте к математическим представлениям относят понятия:
— количества и счета;
-геометрических фигур;
-свойств предмета;
-отношений между предметами;
-ориентации во времени;
-ориентации в пространстве;
-сложения и вычитания.

Игры на восприятие цвета и формы.

1. «Ковер – самолет».
Играем дома, на ковре.
Необходимы цветная бумага или картон, небольшие игрушки разных цветов.
На пол кладется несколько «ковров – самолетов» — листов цветной бумаги или картона. Они готовы для того, чтобы принять на свой борт пассажиров – небольшие игрушки соответствующего цвета. Малыш рассаживает пассажиров по «коврам – самолетам».
3-4 года: начинать обучение этой игре нужно с ковров — самолетов четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. Затем добавлять другие цвета: черный, коричневый, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый. Ребенок должен обязательно назвать цвет пассажира.
Дети 5 – 7 лет уже хорошо различают и называют цвета, поэтому можно не использовать маленькие игрушки, а взять объемные геометрические фигуры разного цвета, или обратить внимание детей на предметы в комнате и спросить: предметов какого цвета больше, меньше.

2. «Краски»
Играть можно на улице, во время прогулки.
С помощью считалочки выбираются монах и продавец. Остальные дети – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо сообщает его продавцу.
Монах приходит к продавцу в лавку и стучится: «Тук – тук!»
Продавец: «Кто там?»
Монах: «Это я, монах в синих штанах, на брюках – латка, в кармане – заплатка. Пришел за краской».
Продавец: «За какой?»
Монах: «За красной (называет любой цвет).
Если красная краска есть, то продавец называет ее цену (любое число до 10). Монах расплачивается, хлопая продавца по ладошке названное количество раз, а в это время краска бежит в условленное место (оно должно быть достаточно далеко). После оплаты монах должен поймать краску. Если это ему удается, то краска становится монахом, если нет, то краска меняет цвет и игра продолжается. Если названной монахом краски нет, то продавец ему говорит: «Скачи на одной ножке по красной дорожке до… (называется любое место поблизости). Монах выполняет задание, возвращается и стучится опять.

3. «Радуга»
В компании детей, на улице.
Чертятся две линии. Выбирается считалочкой водящий – «радуга». Он становится между этими линиями, а все остальные дети за одной из линий. «Радуга» отворачивается от детей, называет какой – либо цвет и поворачивается . Если названный цвет есть в одежде ребенка, то он спокойно переходит за другую линию, если нет – то должен пробежать так, чтобы «радуга» его не поймал. В противном случае он становится радугой.

4. «Веселая геометрия»
Дома или на прогулке.
Водящий по очереди кидает игрокам мяч, называя различные предметы. Игрок должен назвать фигуру, подходящую по форме к этому предмету. Если у предмета нет определенной геометрической формы, нужно отвечать тем же словом, например, «дерево – дерево»). Пары слов могут быть такими:
— Солнце – круг;
-Окно – квадрат;
-Дверь – прямоугольник;
-Кошка – кошка т т.д.
С детьми 3 – 4 лет лучше играть в игру «Круг, квадрат и треугольник». Взрослый кидает мяч и называет предмет определенной формы.
С детьми 5 – 7 лет можно играть наоборот: называть фигуру, а ребенок должен назвать предмет, которому она соответствует. Повторятся в ответах нельзя.

5. «Симметричные фигуры».
Дома, на прогулке.
Устройте с ребенком соревнование, кто найдет больше симметричных предметов. Играть нужно, предварительно убедившись, что ребенок знает, что такое симметричные фигуры.

Игры на развитие пространственной ориентации

1. «Пуговичные полянки»
Понадобятся пуговицы и лист бумаги белой или зеленой.
Играем дома, за столом. Салфетка – это полянка, а пуговички – грибочки (или ягодки), которые мы на ней будем сажать. Попросите ребенка положить пуговицу в центр полянки, следующую – в верхнем правом углу, затем – в левом нижнем и т.д.
3-4 года. Начинать надо с небольшого количества пуговиц (4 – 5), осваивая понятия «центр», «право», «лево», «вверх», «вниз». Начинать нужно с центра.
5-6лет. Можно подобрать пуговицы, разные по размеру: маленькие и большие. Ребенку нужно будет сообразить, куда положить пуговицу, да еще взять пуговицу соответствующего размера. Примеры заданий следующие: «Положи большую пуговицу в правый верхний угол; положи маленькую пуговицу между двумя большими» и т.п.
6-7 лет. Вместо салфетки можно использовать шахматную доску. Задания самые разнообразные, можно использовать названия шахматных клеток (А2, Е6, С4), если ребенок знает буквы и цифры.

2. «Что где находится?»
Играть можно дома, на прогулке. Нужно выбрать какой – нибудь предмет и подбирать определения, где он находится. Например, стоящую на столе вазу, или машину, если вы играете на улице. «Где находится ваза?» — спрашиваете вы. Ответы следующие:
— ваза стоит на столе;
-ваза стоит справа от часов;
-ваза стоит на салфетке;
-ваза стоит перед стеной;
-ваза стоит под потолком;
-ваза стоит слева от окна и т.п.
Побеждает тот, кто назовет больше вариантов. Можно поставить на стол или определить на улице несколько предметов и обсуждать, где находится один из них. Если вы только начинаете играть с ребенком в эту игру, нужно подсказывать ему с помощью наводящих вопросов. Например, «подумай, справа от чего стоит эта ваза?», «под чем находится ваза?», «среди чего стоит ваза?» Очень скоро ребенок овладеет техникой этой игры и будет обращать внимание на такие мелочи, о которых вы даже не подумали. Следите за тем, чтобы играя в эту игру, он использовал как можно больше предлогов: «над», «под», «у», «в», «за», «перед» и т.п.

3. «Передай шифровку»
Для этой игры необходимы бумага, картинка, карандаш. Играть можно дома, за столом.
Играют двое. Одному дается рисунок. Он должен описать его партнеру так, чтобы тот сумел нарисовать его по описанию. Например, так: «Нарисуй в центре листа одноэтажный дом. В верхнем правом углу нарисуй солнце. Над домом нарисуй трех птиц. Слева от дома нарисуй дерево. На дереве – пять яблок и т.п.». Затем рисунки сравниваются.
3-4 года: рисунок состоит из двух – трех предметов (домик, солнце, дерево).
5-6 лет: рисунок усложняется до 4 – 5 предметов. В 6 – 7 лет давать можно сложные задания, в зависимости от уровня развития ребенка.

Временная ориентация

1. «Сутки»
В игре используется мяч. Играть можно дома, на прогулке. Водящий бросает ребенку мяч и спрашивает:
— когда мы завтракаем?
-когда мы обедаем?
-когда мы чистим зубы?
-когда мы готовимся ко сну? и т.п.
Ребенок ловит мяч и отвечает: «Утром», «Вечером», «Днем». Нужно оговорить, что слово «ночь» в игре не произносится. Если на заданный вопрос надо ответить «Ночью», он отбрасывает мяч и делает вид, что уснул. Водящий произносит: «Утро, день, вечер, ночь, убежали сутки прочь!». Ребенок «просыпается», игра продолжается.

2. «Что лишнее?»
Играть можно где угодно. Задание в игре – хлопнуть в ладоши, услышав лишнее слово. Пример цепочек слов следующие:
-день, вечер, утро, ночь, сентябрь;
-октябрь, ноябрь, декабрь, январь, понедельник;
-вторник, апрель, четверг, пятница, среда;
-декабрь, январь, февраль, июнь и т.п.

Количество и устный счет

1. «Счет на кухне»
Играем дома, на кухне. Попросите ребенка посчитать количество:
-приборов на столе (отдельно тарелок, вилок, ложек, стаканов и т.д.);
-количество купленных яиц, помидоров, яблок и т.д.;
-количество только что помытых тарелок и т.п.

2. «Шаги»
Играть хорошо на прогулке, по дороге домой из садика.
Спросите ребенка, сколько шагов от одной скамейки до другой. Пусть он сначала сделает предположение, а потом проверит, измерив шагами. Посчитайте свои и детские шаги и спросите его, почему получилось не одинаково. Так же можно шагать до магазина, до дерева и т.п. Сравнивайте расстояние на глаз и потом проверяйте на практике. Вариантов заданий очень много, в зависимости от обстановки и уровня развития ребенка.

3. «Счет на прогулке»
Играем на прогулке.
Во время прогулки предложите малышу посчитать:
-ступеньки на крылечке;
-окошки в доме;
-деревья в парке и т.п.

4. «Сосчиталочка»
Нужны карточки с числами от 1 до 20, бумага, карандаш. Играем дома, за столом.
Нарисуйте на листе бумаг несколько точек. Пусть ребенок посчитает их и найдет соответствующую цифру среди своих карточек.
3 — 4 года: используются числа от 1 до 5:
5 — 6 лет: используются числа от 1 до 10;
6 – 7 лет: используются числа от 1 до 20.

5. «Математика с мячом».
Играть можно где угодно, в игре используется мяч. Дети очень быстро учатся считать, набивая мяч. Начинайте с самых простых заданий, усложняя их по мере того, как ребенок будет овладевать счетом.

Цифры и числа

1. «Числовой ряд»
Карточки с числами от 1 до 20. Играть можно дома за столом.
Попросите ребенка расположить числа в ряд. Объясните, что каждое число живет в своем домике и у него есть соседи справа (последующие числа) и слева (предыдущие числа).
Попросите его назвать соседей числа 3 (2 и 4); сосед справа числа 6 (7); предыдущее число 5 (4) и т.п.
Покажите ребенку, как с помощью числового ряда складывать и вычитать. Попросите его вычесть от пяти три (от 5 нужно сделать 3 шага влево или назад); прибавить к шести два (от 6 нужно сделать 2 шага вправо или вперед).
3-4 года – используются числа от 1 до 5;
5-6 лет – используются числа от 1 до 10;
6-7 лет – используются числа от 1 до 20.
Поиграйте с ребенком в «Прятки с числами». Попросите его закрыть глаза, а сами спрячьте одну или несколько цифр из числового ряда. Пусть он их назовет.
Еще можно поиграть в «Что изменилось?» Когда ребенок закроет глаза, поменяйте несколько чисел местами. Его задача – восстановить правильный порядок.

2. «Зашифрованная раскраска»
Используется обычная раскраска, цветные карандаши. Играем дома, за столом.
Пронумеруйте элементы раскраски цифрами и сообщите ребенку «код» — цифра 1 – красный цвет, цифра 2 – синий цвет, цифра 3 – зеленый и т.д.

3. «Секрет и числа»
Нужны баночки из – под йогурта с написанными на них числами мелкие игрушки – сюрпризы. Играем с ребенком или с детьми дома.
Баночки переворачиваются, под одну из них кладется сюрприз. Ребенку нужно определить номер баночки, которая прячет под собой «клад». Он может задавать сколько угодно вопросов. Например:
-Это число больше 2?
-Да.
-_Это число меньше 4?
-Да.
-Сюрприз под баночкой №3?
-Да.
Если ребенок выигрывает, он забирает приз себе.
3-4 года – используется 5 баночек.
5-6 лет – используется 10 баночек.
6-7 лет – используется 20 баночек.
Правила игры можно поменять: он прячет сюрприз и отвечает на ваши вопросы.
Важно научить ребенка правильной тактике игры: первым вопросом должен быть вопрос, разделяющий баночки пополам. Затем половина делится пополам и.т.д.

4. «Билетики»
Изготовленные из бумаги билетики, на которых написаны номера ряда и места; большой лист бумаги, расчерченный на определенное количество клеток (от 5 до 20); мелкие игрушки. Играем дома, за столом.
Объясните ребенку, что нарисованное поле с клетками – это кинотеатр. Игрушки купили билетики в кино, на каждом билетике написаны ряд и место в ряду. Ему надо рассадить игрушки по их местам.
3-4 года – поле должно быть расчерчено на 5 клеток;
5-6 лет – в «зале» не должно быть больше 10 мест;
6-7 лет – можно попробовать рассадить 20 игрушек.

5. «Больше, меньше и равно»
Карточки со знаками «больше», «меньше» и «равно»; счетные палочки или другие мелкие предметы, которые можно посчитать (пуговицы, конфеты, мелкое печенье). Играем дома, за столом.
Познакомьте ребенка с указанными знаками. Поместите различное количество предметов в две кучки и попросите его подобрать и положить между ними соответствующий знак.
Чтобы было легче запомнить эти знаки, расскажите ребенку историю про птенчика, который всегда открывает клюв в ту сторону, где больше еды (знаки похожи на раскрытый клювик птички).
Чтобы ему было проще справляться с заданием, научите его сравнивать количество предметов методом парного сравнения: предметы из каждой кучки раскладываются по одному напротив друг друга. Если предметов неравное количество, то им не хватит пары. Если у всех предметов есть пара, то в кучках одинаковое количество предметов.

Величина и измерения
Получить понятия о величине и способах измерения ребенок может с помощью игрушек, заметно различающихся по величине и несложных измерительных приборов.

1. «Матрешки»
Используется самая обыкновенная матрешка. Играем дома.
Научите ребенка складывать и раскладывать матрешку. Когда он научится делать это, попросите его выполнить следующие задания:
-показать самую высокую, самую низкую матрешку;
-расположить матрешек по росту;
-посчитать матрешек.
Можно варьировать эту игру по вашему усмотрению: пусть ребенок закроет глаза, а вы спрячьте одну матрешку в предыдущую или последующую и попросите его отгадать, где «спряталась» матрешка и т.п.

2. «Что за чем?»
В игре используются игрушки, заметно различающиеся по размеру. Играем дома – за столом, на ковре, на диване.
Предложите расположить игрушки в разном порядке:
— от самой маленькой до самой большой;
— от самой узкой до самой широкой;
— от самой высокой до самой низкой;
— от самой толстой до самой тонкой и т.д.
Можно использовать иллюстрации в детских книгах и журналах.

3. «Веселые измерения»
Посмотрите с ребенком мультфильм «38 попугаев». Выполните подобные «веселые» измерения вместе с ним: сколько плюшевых мишек умещается в длине дивана, или какой ширины стол в игрушечных машинках. Можно взять цветную ленточку и измерить предметы, сравнивая их длину «в ленточках».

4. «Серьезные измерения»
Используются простейшие измерительные приборы – линейка, градусник для воды, весы (положите линейку на ластик или на спичечный коробок). Играем дома.
Покажите ребенку, что любую длину можно измерить с помощью линейки. А как измерить длину ломаной линии? Нужно подобрать ниточку соответствующей длины и потом ее измерить.
Покажите, как используется градусник: возьмите два стакана с водой (холодной и тепло) и измерьте температуру.

About admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *